Религиозные истоки пиротехнических шоу

У индийцев существует важный религиозный праздник Дивали (От санскр. «огненная гроздь». Опять же образ, вызывающий у нас ассоциации с фейерверком.)

Еще древние племена придавали огню большое значение, с помощью пламени можно было согреться, приготовить еду, предупредить об опасности или передать какое-то сообщение. Это были первые проявления средств коммуникации. Второе огромное значение огонь имел в различных священнодействиях и ритуалах. В истории практически всех религий есть традиции, связанные с разжиганием костров (праздничных, или например, погребальных), свечей, лампад на алтарях и даже с иллюминационными феериями — первыми прообразами пиротехники. Каждому действу придавалось особое значение, поэтому продумывание пиротехнической картины как части церемонии, было детальным, каждый нюанс нес особую смысловую нагрузку.

В языческие времена на Руси в праздники, посвященные солнцу: как например, Ивана Купала, день зимнего солнцестояния — жгли костры, катали горящие колеса. Конечно, до современных пиротехнических шоу, грандиозных фейерверков, салютов было еще далеко, но была зарождена идея.

Трепетное отношение к огню, его животворящей силе, за которую готовы были пожертвовать иногда даже жизнью, известны во многих древних легендах. У индейцев какчикеле есть такое предание. Боги лишили людей огня и люди стали замерзать. Затем боги смилостивились и вернули огонь, но прошло немного времени и они вновь затушили его дождем и градом, а затем поставили условие — вернуть огонь в том случае, если люди вскроют себе грудь кинжалом и вручат им сердце. Индейцы какчикеле отказались выполнять это требование. Они, воспользовавшись дымовой завесой, скрылись вместе с огнем и спрятали его. Кстати, дымовая завеса — это также один из пиротехнических эффектов, применяемых и сейчас как в военных целях, так и для составления пиротехнических картин.

Одна из идей такого мистического направления как Каббала — это «собирание искр божественного света, рассеянных во мгле». Конечно, это — метафора, но описательно она применима к такому образу как фейерверк.

У индийцев существует важный религиозный праздник Дивали (От санскр. «огненная гроздь». Опять же образ, вызывающий у нас ассоциации с фейерверком.) Вишнуиты связывают начало праздника с коронацией одного из самых почитаемых героев древнеиндийских сказаний — Рамы. Сегодня Дивали — это праздник огней, который отмечают тем, что улицы всех городов и деревень Индии озаряются огнями, зажженными плошками с фитилями, раскрашенными фонариками, гирляндами электрических разноцветных лампочек. Со всех сторон раздаются взрывы хлопушек, в воздух взлетают ракеты, в общественных местах устраиваются фейерверки. Смысл всех этих действий в том, чтобы распугать злых духов. Дивали — это целый комплекс праздничных церемоний. На пятый его день братья дарят сестрам подарки и сладости, а вечером, когда собираются все члены семьи, зажигаются огни, устраивается настоящий фейерверк с использованием заранее заготовленных ракет, петард, хлопушек и других хитроумных устройств пиротехники.

На самом деле это лишь малая часть традиций, связанных с различным применением иллюминации и пиротехники. Теперь мы перестали придавать фейерверку, салюту некий высший смысл, однако можно предположить, что смысл сам по себе не утрачен, утеряна только память о нем. Огни фейерверка, грохот салюта, свист ракет, хлопки петард, горение свечей и прочая пиротехника, теперь уже неосознанно, продолжает выполнять свои защитные и связующие функции, знаменуя наши праздничные и торжественные события.